Перейти в раздел: История
15 ноября 2018, 17:20 История views 13960
История первого отряда ОМОНа МССР (Видео)
15 ноября 2018, 17:20 История views 13960

История первого отряда ОМОНа МССР (Видео)

Отряд милиции особого назначения Молдавской ССР был создан последним среди бывших республик СССР, но уже через 10 дней после своего формирования, 10 ноября 1989 года, он оказался в гуще событий, которые не вписывались ни в какие рамки представлений о государстве и соотечественниках, и предотвратил попытку захвата здания МВД.

Историю создания молдавского ОМОНа и событий памятного дня 10 ноября 1989 года, когда была совершена попытка захвата здания МВД, на основе рассказов и комментариев участников и очевидцев тех событий рассказала Елена Левицкая-Пахомова в своей программе «Механизм действия»  на телеканале НТВ-Молдова.

Автор отметила, что получился сложный, но поучительный материал. «Редкий случай, когда о странице истории можешь узнать, побеседовав с участниками, и посмотреть на ситуацию с иной стороны. История ведь не плоская картинка. У любого события множество граней. Получился то ли еще один фрагмент "Истории Молдовы", то ли "Следа в истории". И все-таки это "Механизм действия", сокращенно Мд», - написала в соцсети Елена Левицкая-Пахомова.

В подготовленном ею сюжете напоминается, что попытка захвата здания МВД МССР произошла 10 ноября 1989 г. А отряд ОМОН МССР был создан 10 днями ранее. Молдавия последней выполнила приказ министра обороны СССР о создании Отрядов милиции особого назначения от 3 октября 1988 г.

На ОМОН возлагались следующие задачи – охрана общественного порядка при проведении   общественно-политических, спортивных, культурно-зрелищных и других мероприятий, а также во время стихийных бедствий, эпидемий, крупных производственных аварий, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств; предупреждение причин групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков; участие в мероприятиях по задержанию вооруженных преступников.

В 1989 г. республика столкнулась с невиданными до тех пор преступлениями, и в мае и июне группа милиционеров Молдавии провела две спецоперации, которые бы сейчас назвали теракт и захват заложников.

Первая операция прошла в Бендерах и касалась освобождения заложников. В бендерской тюрьме трое рецидивистов взяли в заложники двух женщин-медиков.

Заместитель командира ОМОН МССР Игорь Яскевич вспоминает, что в 1989 г. в СССР пошла такая волна захвата заложников. «Наш случай был 84, или 86 с нового года. Шла такая тенденция: захваты, требования денег, освобождение из-под ареста, самолет и тд. Схема была одинаковой. У нас была маленькая группа. Это было ничто, по сравнению с тем что нужно было создать», - отметил он.

Командир ОМОН МССР Владимир Панфилов  рассказал, что московская группа «Альфа», которую тогда все знали как группу спецназа, тогда была задействована в одной из других операций в СССР, в Батуми, где тоже был захват заложников. «Они принимали участие там. Естественно, вылететь сюда не смогли. Поэтому здесь собирали людей по принципу кто кого знает, кто кого может рекомендовать, кто на что способен. Таким образом, была создана группа в Бендерах», - отметил он.

В итоге переговоры с рецидивистами в Бендерской тюрьме ни к чему не привели. При освобождении заложников впервые был произведен подрыв двери. Женщины не пострадали. Преступники получили дополнительные сроки. Игорь Яскевич был награжден орденом за личное мужество, а остальные участники операции получили медали за охрану общественного порядка.

Вскоре было получено новое задание для предотвращения угрозы, которую сейчас бы квалифицировали, как попытку проведения террористической атаки. Операция проходила в Кишиневе, на стадионе.

Как рассказал Владимир Панфилов, было написано письмо в ЦК, которое было адресовано министру. В этом письме указывалось, что некто выдвигает условие, и в случае его невыполнения он намерен отравить питьевую воду в городе Кишинев. Для того, чтобы он не сделал этого, злоумышленник потребовал крупную сумму денег и, машину «Жигули» 9 или 99 модели. 

Игорь Яскевич вспоминает, что было принято решение объявить просто на стадионе, что на на нем находится миллионный зритель, который получает в подарок автомобиль. «Они выходят. В этом автомобиле лежит  еще 40 тыс. рублей в дипломате. Были перекрыты все дороги. Пока их довезли до МВД - это уже было раскрытое дело», - отметил он.

Таким образом, в ходе упомянутых первых двух операций сложился сводный отряд, который стал костяком ОМОНа МССР.

Характеризуя его бойцов, руководитель пресс-центра МВД МССР в 1988-1991 гг. Юрий Задорожный отметил, что это были люди все-таки с особым складом. «И нужно отдать должное руководству, которое подбирало людей. Все-таки они собрали костяк и достаточно мощный. ОМОН - это люди со своими полномочиями, достаточно хорошо физически подготовленные, экипированные и с оружием, в конце концов. И они прекрасно понимали, что на них лежит какая-то ответственность,  и вели они себя совершенно спокойно при  выполнении любой задачи», - подчеркнул он.

Владимир Панфилов рассказывает, что был приказ  министра следователей в ОМОН не брать, потому что следователей тогда было очень мало. «Но я умудрился забрать двух следователей из одного райотдела, и самое главное, что на одного из следователей, буквально перед тем, как узнали, что он хочет перейти к нам, ему объявили дисциплинарное взыскание. Нашли такой вариант. Расчет был на то, что с дисциплинарным взысканием его не возьмут в ОМОН. Но когда я узнал что он работал в ППС и задержал угонщика машины, которого провез 1,5-2 км на  капоте, я понял что такие люди обязательно долны быть. Особенно у нас», - отметил командир ОМОНа МССР.

Сотрудник ОМОН МСС Петр Сиваволов обратил внимание н то, что сотрудники ОМОН – это люди, которые умеют перешагивать через свой страх. «Не знаю, называется это мужеством или по-другому. Но все они умеют перешагивать через страх, через «боюсь», - заметил он.

Заместитель командира ОМОН МССР Игорь Яскевич считает, что физическая подготовка сотрудника ОМОНа - это вторично. «Важнее всего: честность, порядочность, бескорыстность, потому, что мы шли на такие же зарплаты, какие люди получали, протирая штаны. То есть, ничего не было», - отметил он.

«Мы были последним рубежом. Принцип работы нашего отряда был такой: если даже проходили массовые мероприятия, мы были последние, кто находился в здании ЦК или Совмина. Все зависело от того, где они проходили. То есть, фактически, когда все кордоны были прорваны, наше подразделение должно было выполнить задачу сдерживания», - подчеркнул командир ОМОНа МССР Владимир Панфилов.

По его словам, 1 ноября 1989 г. во время первого построения ОМОНа МССР никто не мог предположить, что боевое крещение у бойцов будет уже 7 ноября, а события 10 ноября вообще не вписывались ни в какие рамки представлений о государстве и соотечественниках.

7 ноября в Кишиневе было намечено провести военный парад. В годовщину Октябрьской революции в столицах союзных республик всегда проходили шествия трудящихся и военные парады. В Кишиневе их маршрут пролегал по центральной улице, тогда Ленина, сейчас Штефана Великого. Апогеем шествия было приветствие трудящихся и военных руководителями республик. В тот год первый секретарь ЦК Семен Гроссу, председатель Совмина Иван Калин и другие вторые, третьи лица республики встречи с военной техникой так и не дождались. Парад был сорван. Информация о попытках сделать это поступила накануне. ОМОН должен был сопровождать военную технику по пути ее следования.

Как вспоминает сотрудник ОМОН МСС Петр Сиваволов, были граждане, которые ложились прямо под технику. Некоторые шли туда с детьми. Вот это была первая операция для ОМОНа МССР. «Мы просто очень быстро вытащили их с дороги. Вынесли на обочину. Но парад техники так и не прошел, хотя мы свою задачу выполнили», - отметил он. 

Как пишет историк Зураб Тодуа, попытки сорвать военный парад не удались. Выставленные на пути солдат и военной техники заслоны, состоявшие, в основном, из женщин в черном со свечами  и молодых людей, силами  сотрудников МВД были устранены. Их где уговорами, а где силой оттеснили в сторону. Солдаты по площади прошли. Технику же решено было вернуть в места постоянной дислокации, дабы не провоцировать столкновения. 20 человек было задержано за хулиганские выходки: метания различных предметов в солдат, БМД и БТРы, попытки препятствовать прохождению техники, сопротивление сотрудникам МВД.

Задержание манифестантов стало поводом для проведения 10 ноября следующего митинга, сначала у памятника Штефану Великому, а затем перед зданием МВД.

Сотрудник ОМОНа МССР Петр Сиваволов говорит: «Мы знали, уже что что-то должно произойти, поскольку все одели бронежилеты, форму. Мы вышли в первой десятке, встали на лестнице. Уже стояла толпа народу. С чего все началось? Замполитотряда был одет в комбинезон разведчика, камуфлированный комбинезон и маску. Он натянул эту маску и начались крики: «Хунта! Фашисты!». Полетели камни. Все с этого началось. Потом вышел отряд. Мы перекрыли площадь, и понеслось… до часу ночи».

Заместитель командира ОМОН МССР Игорь Яскевич вспоминает: «Где-то около 6 часов эта заварушка началась. Видно, что кто-то этим руководил. Не просто так спонтанно, потому что,  сначала ходила молодежь с плакатами «Переплавим дубинки на презервативы!». Их взяли в дежурную. Тут же прибежала какая-то тетенька в белом халате с криками «моих детей арестовали и избивают», хотя их никто не избивал.  Ну и тут же появилось примерно полторы тысячи человек».

Как отметил командир ОМОН МССР Владимир Панфилов, толком был взрывпакет, который взорвался возле здания, и уже после этого, как говорится, понеслась. «Улица там хорошая. Останови несколько троллейбусов, в одно или другое направление. 6 часов вечера - это самое пиковое время, когда люди возрващаются домой с работы. Зевак было очень много. И после этого дальше события уже развивались  очень бурно, серьезно», - отметил он.

Сотрудник ОМОНа МССР Петр Сиваволов вспоминает: «Оружия у нас не было, его забрали. Был только щит и резиновая дубинка. Все». 

Член президиума Интердвижения Молдавии «Унитате-единство» Андрей Сафонов так описывал те события 10 ноября 1989 г.: «С проспекта Ленина доносился гул. Здание МВД было оцеплено солдатами в касках и со щитами, а также милиционерами в обычной форме. Вокруг сгрудилась толпа в несколько сот человек. Свист, гигиканье, выкрики. У дверей министерства столпились офицеры, о чем то говорившие между собой. Крики перешли во что-то невообразимое. Солдаты поспешно закрывались щитами, в щиты ударил град камней. На тротуарах выросли горки булыжников. Их поспешно разбирали какие-то подростки пэтэушного вида, кидая затем в солдат и милицию. Среди парней было немало пьяных».

Руководитель пресс-центра МВД МССР в 1988-1991 гг. Юрий Задорожный вспоминает: «Вот тогда было страшно. На самом деле. Было страшно всем. Когда на ступеньках крыльца МВД стояли солдаты срочной службы со щитами, их щиты вытаскивали арматурой. Пробивали щиты арматурой, и вытаскивали в толпу и избивали. Окна в здании были разбиты, но двери в Министерство были закрыты. Это все-таки охраняемый объект. Проникновение в него грозило опасными последствиями. Там была оружейная комната. Последствия были бы необратимые. Но был приказ огонь не открывать, ни на поражение, ни на предупреждение. Когда этих ребяток стали вытаскивать и избивать, кто-то из этих молодых ребят кричал: «Офицеры! Куда вы смотрите? Нас же убивают?». Слышать такие вещи, и причем, когда это реально так, и ты это понимаешь...»

Однако всех до единого защитников здания МВД удалось отбить. Погибших не было, оборону держало всего 300 человек.

«Для нас, для молодых ребят, это было действительно очень большим шоком. Кто был постарше, знал отношение народа в целом к милиции. Очень благожелательное в жизни. Если бы мне сказали за месяц до того как, что мы попадем в такое – я бы не поверил. И то что я увидел - для нас это был реальный шок!», - вспоминает сотрудник ОМОНа МССР Анатолий Дечев.

«Я тогда первый раз в жизни понял, что можно не уйти живыми. Потому что действительно протестующих было достаточно много. По оценкам экспертов, 10-15 тысяч. Мы сдерживали их достаточно удачно, успешно. Пока не пришли депутаты Верховного совета. Был священник, некто Бубуруз, Лари и еще неколько, которые начали объяснять: Вы раздражаете людей, подойдите к Министерству. Мы отошли и потеряли оперативный простор. Пока мы не давали им возможности закрепляться, у нас и пострадавших практически не было. Были единицы. И мы серьезный отпор им давали», - рассказал командир ОМОНа МССР Владимир Панфмилов.

Как считает его заместитель Игорь Яскевич, целью скорее всего был захват Дежурной части, потому, что там было оружие, и захват архива. Потому, что архив по заключенным и по арестованным тоже был там. «Скорее всего, цель была такая. Почему? Потому что именно туда кидали – пытались зажечь. Именно здесь пытались прорваться. Но поняли, что это им не удастся. Потому что мы стояли бы там насмерть. Скорее всего, если бы это чуть больше затянулось, и уже была явная агрессия атак на МВД, нам бы разрешили стрелять», - отметил он.

В итоге огонь так и не открыли. К полуночи наступающие отступили. 

Сотрудник ОМОН МССР Анатолий Дечев говорит, что 10 ноября 1989 г. ему исполнилось 30 лет, и этот день рождения он встречал на ступеньках  министерства, и запомнит его на всю жизнь. «Буду помнить очень долго. Дома ждали гости с женой.  Ждали моего прихода. Нас только в 4 утра привезли домой, чтобы мы показать, что мы живы–здоровы. Снял «бронник», поставил его, а в 5-30 мы опять проснулись. Одел мокрый «бронник» и опять были в министерстве», - отметил он.

Историк Зураб Тодуа пишет, что к утру здание Министерства внутренних дел отмыли и вставили стекла, убрали прилегающую территорию. Рано утром о событиях напоминали только сохранившиеся кое-где следы копоти, разбитые витрины в магазинах по соседству.

Всего ранения различной степени тяжести во время отражения нападения получили  218 сотрудников МВД и внутренних войск. 36 были госпитализированы, из них двое в тяжелом состоянию. У мятежников пострадало 77 человек . 70 было задержано. Многие из них находились в нетрезвом состоянии, у 17 имелись судимости.

Источник: noi.md

Ключевые слова:

полиция , история , МВД

Комментарии

 (0)
 
*
Не менее 3 символов, только латинскими буквами

*
Код Антиспам:

В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?

Населенные пункты Молдовы
Статус:
Село
Первое Упоминание:
1770
Население:
1966 чел.

Баймаклия (Baimaclia) – село и административный центр одноименной коммуны района Кэушень. В состав коммуны входят населенные пункты Суркичень и Баймаклия. Село расположено на расстоянии 32 км от города Кэушень и 65 км от муниципия Кишинёв. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 1966 человек. Первое документальное упоминание о селе Баймаклия датировано 1770 годом.

Библиотека
Электронная библиотека сайта www. moldovenii.md – содержит книги, документы, аудио и видео материалы по молдавской истории и культуре.