Молдова может оказаться в эпицентре биологической войны

Молдова может оказаться в эпицентре биологической войны

Виктор Суружиу

США продолжают активно развивать военно-биологическую деятельность в регионе, создавая на территории постсоветских стран сети так называемых референс-лабораторий, где под предлогом защиты населения от смертельных вирусов и болезней американские «ученые» трудятся над созданием современного биологического оружия.

В Министерстве обороны РМ отмечают, что оснований для беспокойства нет, и Молдова в этих соглашениях не участвует. В то же время эксперты говорят о высоких рисках, которые несут для населения региональные проекты в области военной биологии. Речь идет о проблемах обеспечения биологической безопасности, которые традиционно незаслуженно занимают одно из последних мест в списке приоритетных задач молдавских властей.

Опыты над вирусами как источник угроз

На первый взгляд, ситуация в данной сфере не так уж плоха. Непосвященный вряд ли увидит здесь серьезную угрозу. И только для узкого круга специалистов сообщения о новых вспышках африканской чумы свиней в регионе, участившихся случаях заболевания полиомиелитом и корью, продолжающихся в отдельных странах опытах над вирусом птичьего гриппа, складываясь в целостную картину, заставляют задуматься о том, насколько случайный характер носят эти события, и способна ли наша система здравоохранения в ее нынешнем состоянии справиться с реальными и потенциальными угрозами биологической безопасности государства.

Спокойствие отечественных чиновников тем более удивительно на фоне крайне тревожной информации о неоднозначном состоянии дел с противодействием биологическим угрозам не только у наших ближайших соседей, но и в США. По утверждениям экспертов, в Штатах нарастает внутренняя угроза, которая исходит от деятельности собственных научных учреждений, получивших от государства право на проведение работ с биоопасными веществами.

Особую озабоченность у зарубежных экспертов и СМИ вызывает то обстоятельство, что процесс расширения биоопасной лабораторной базы вышел из-под контроля американских властей. При этом даже ФБР не может точно определить число действующих в стране лабораторий высокого уровня биобезопасности. Эксперты делают вывод, что центры, созданные решать задачи противодействия биотерроризму, сами стали источником новых угроз. И не только в масштабах США: в последние годы аналогичные проблемы приобрели актуальность и для постсоветского пространства.

Вследствие слабого контроля стали возможными факты утраты и воровства опасных микробов и вирусов, акты «почтового» биотерроризма с использованием возбудителя сибирской язвы, попытки получения доступа к технологиям и опасным возбудителям со стороны психически неуравновешенных граждан, криминальных и других социально опасных личностей.

«Бактериологический кордон»: от Украины до Казахстана

Конвенция о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия, принятая в 1972 г., поставила такое оружие вне закона. Документ ратифицировали 170 государств, включая СССР и США, еще ряд государств подписали его. Хотя конвенция формально запретила биологическое оружие, на практике она не смогла обеспечить всеобъемлющего режима его нераспространения. Отсутствует и обязательный механизм контроля исполнения положений этого документа.

Разработка протокола к конвенции, предусматривающего возможность взаимных проверок, началась в 1995 г. Однако спустя 5 лет, когда работа подходила к концу, США его заблокировали и в одностороннем порядке вышли из переговоров. Одновременно Пентагон, ссылаясь на рост угрозы биотерроризма, приступил к масштабному расширению системы закрытых военных биологических объектов, в том числе за рубежом.

В конце прошлого года была принята Стратегия Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на период до 2025 г., предусматривающая создание механизмов нейтрализации внешних угроз, в том числе бактериологического характера. Как подчеркивается в документах ОДКБ, особую активность в области биологических опытов, имеющих по существу прикладной военный характер, в последние годы американцы развернули на постсоветском пространстве.

Соединенные Штаты и ранее имели опыт создания военно-биологических объектов в Африке (Кения, Египет), Латинской Америке (Бразилия), Юго-Восточной Азии (Таиланд). Эксперты отмечают, что выбор новой территориальной зоны вызван непосредственной близостью к границам России – одного из основных геополитических конкурентов США.

По периметру ее границ полным ходом идет формирование некоего «бактериологического кордона», что становится серьезной угрозой для национальной безопасности стран, ставших площадками для подобных «научных изысканий». Тот факт, что, хотя обычно вспышки опасных инфекций фиксируются в Африке и Южной Азии, американские военные проявляют повышенный интерес к странам с относительно благополучной эпидемиологической обстановкой, вызывает массу вопросов.

Работа в данном направлении началась с заключения со странами СНГ разного рода соглашений в рамках Программы уменьшения биологической угрозы (программа Нанна – Лугара) и Биологической программы совместного участия (Cooperative Biological Engagement Program – CWEP). Процесс происходил при обязательном участии подразделения Пентагона – Агентства по сокращению военной угрозы (DTRA) и Института медицинских исследований инфекционных болезней армии США (USAMRIID, Форт-Детрик), прозванного «лабораторией смерти». Вся деятельность подавалась под видом нейтрализации опасных штаммов вирусов и бактерий, сохранившихся в республиканских лабораториях с советских времен.

Базовые центральные референс-лаборатории США, дополненные сетью менее крупных зональных станций, с 2010 г. действуют на Украине, с 2011 г. – в Грузии, а с 2016 года также в Казахстане, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане. Все они практически полностью финансируются Агентством DTRA на общую сумму более двух миллиардов долларов. Некоторые зарубежные СМИ и эксперты утверждают, что с 2016 г. в отдельные программы сотрудничества с Соединенными Штатами в военно-биологической сфере вовлечена также Молдова.

Продолжение статьи читайте на noi.md.

Источник: noi.md

Ключевые слова:

война , Молдова

Комментарии

 (0)
 
*
Не менее 3 символов, только латинскими буквами

*
Код Антиспам:

В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?

Населенные пункты Молдовы
Статус:
Город
Первое Упоминание:
1433
Население:
14 516 чел.
Logo

Калараш (Călăraşi, Кэлэрашь) — город в Республике Молдова, административный центр Каларашского района. Расположен на берегах реки Бык, в 49 км от Кишинева. По данным, переписи 2004 года, население города составляет 14 516 человек. В документах впервые появилось под названием Тузора: в 1432–1433 гг. Илия-воевода даровал своему слуге по имени Стайя «село Тузора, что на Быке».

Библиотека
Электронная библиотека сайта www. moldovenii.md – содержит книги, документы, аудио и видео материалы по молдавской истории и культуре.