Перейти в раздел: Музыка
19 апреля 2016, 11:15 Музыка views 10161
Владимир Пресняков и Михай Долган. Легендарная группа из Молдовы “NOROC” (Видео)
19 апреля 2016, 11:15 Музыка views 10161

Владимир Пресняков и Михай Долган. Легендарная группа из Молдовы “NOROC” (Видео)

Михай Долган. "Вот поет артист!" ("Canta un artist" ) Что может быть прекрасней 'этой композиции? ? Время не властно над ней во всех аранжировках. Она одинаково прекрасна и на молдавском и на русском. Она на слуху у нескольких поколений.

14 марта известному основателю ансамбля «Норок» Михаю Долгану, скончавшемуся в 2008-м году, могло бы исполниться 74 года. И, случайно, оказавшись в один из недавних дней на Армянском кладбище, мы столкнулись с Лидией Ботезату, (которую мы, к стыду своему, не сразу узнали) рассказавшей о.... забвении...Если задать поиск в интернете, то на музыкальных сайтах время от времени появляется информация в память о Великом Михае Долгане. Например, Владимир Пресняков, написавший песню "Аурика"(!) в молдавском стиле в своих интервью часто вспоминает, как после армии он оказался в молдавском ансамбле «Норок».

"- А в качестве кого?

– В качестве саксофониста и аранжировщика. В «Нороке» я застал самое окончание, поскольку ансамбль был расформирован по приказу министра культуры Екатерины Фурцевой из-за "безобразий", которые происходили на концертах. Ну, безобразия я сейчас могу смело в кавычки ставить. Какие безобразия? – Длинные волосы музыкантов, одежды, поведение на сцене, так сказать, слишком свободное, а также совершенно невиданное для тех времен поведение публики на концертах. Зрители свистели, хлопали, кричали или подпевали, всё, как на Западе. А у нас это не принято было. Публика должна была чинно на концертах сидеть. Тем более, что у «Норока» большинство песен было знаменитых, которые до сих пор живут.
Правда, жизнь у песен разная бывает. Я вот недавно, года три назад, услышал, появилась модная группа под названием «Озон», которые просто взяли и эти песни спели. Но не просто спели, авторов поменяли. И уже автор у них был не Михай Долган, а кто-то из этого «Озона». Это меня страшно поразило.

– Но это же грубое нарушение авторского права!

– Ну, конечно же. Михай Долган, к сожалению, где-то пару лет назад умер, а перед этим я с ним говорил по телефону. Я говорю: "Михай, ну, как же так? Люди там берут твои песни". Он ответил: "Да, ладно. Ничего, ладно"

– Нет, ну, когда берут – это одно дело, а когда подписывают своими именами – это совсем другое.

– Да, я сам видел, что автором песни «О чем плачут гитары» был кто то с другой фамилией, кого-то из этого «Озона». У них, правда, она была в дискоритме. Но может быть, Михай не хотел сказать, что они с ним как-то договорились, может быть, за деньги. Я не знаю, как так получилось и поэтому ничего не могу сказать.

– Но это же слишком старая и известная песня, сейчас нельзя уже переписать музыку. Ее же все знают.

– Но бывает отказ от исключительных прав, бывает. Но меня тоже удивляет, что песня очень известная, так же, как и "Артист поёт". У Михая было несколько известных песен. Да нет, не несколько! На самом деле в Молдавии они были все очень известны.

Кстати, мое соприкосновение с этими музыкантами сыграло какую-то роль в том, что я и сам стал сочинять некоторые песни в молдавском стиле. И одна из них стала, можно сказать, народной.

Народной молдавской?

– Да, на всех свадьбах звучала. А потом я написал песню "Аурика", первый исполнитель – Алексей Глызин. Песня на русском языке, но выдержана в молдавском стиле, ну и имя, опять же. Наиболее популярна она была среди молдавских цыган.

– А «Норок», они жили и работали в Молдавии?
– Конечно.

– И вы вместе с ними?

– Ну да. Жили – да, а работали по всему Советскому Союзу. Это тогда, кстати, было очень нормальной вещью, когда человек, живя в каком-то городе, работал в другом, или в других. Я вот, допустим, работал и от Грузинской филармонии, и не только от неё.

– "Норок" ни одной пластинки не выпустили?

– Кстати, опять же, должен сказать что почему-то хронологически первым ВИА у нас считается ансамбль «Поющие гитары», но это не так. Именно «Норок» был первым. А выпустила фирма Мелодия миньон, как раз со знаменитыми «Поет артист» и «О чем плачет гитара». Большой тираж был, многомиллионный. А в общем, по сути, это западный для всего нашего народа был ансамбль. Фурцева сказала буквально следующее: "Я больше не хочу этого слова слышать."

– Странно, ведь наезжали всё таки на ансамбль, который уже был признан всеми, и даже пластинка вышла.

– Тогда никто не был застрахован, абсолютно никто. Магомаеву еще как там доставалось в эти времена за какие-то концерты. Я уж не говорю, что певца Захарова закрыли более серьезно. Нет, человек тогда должен себя вести в рамках, и артист должен был быть в этих же рамках. Я называл всегда певцов этих портупейными, как в военных ансамблях. Репертуар соответственный там должен быть, такой, зовущий к трудовым свершениям и к патриотизму и т.д. Редко кому удавалось обойти все это.. Если только о любви, к примеру. Или легкомысленные танцевальные песенки.

И наш ансамбль оказался без работы. Вот тут гениальный и легендарный администратор Василий Васильевич Кондаков придумал ход. Из Молдавии, там уже никаких дел нельзя было делать, перешли в Черкасскую филармонию, на Украину, и переименовались в ансамбль «О чем поют гитары». «Плачут» нельзя было, что бы не было полного совпадения с песней от "Норок".

А так и народ знает, кто это такие, и официально другой ансамбль. Единственное, что естественно, опять же идеологически были серьезные рамки, многие песни пришлось перевести с молдавского. Объявились поэты украинские, перевели на украинский язык. И довольно смешно тогда звучали многие песни. Допустим «Поет артист», она звучала вот так: «Знову я один над Днепром стою, и спеваю я знов про любовь свою». А так же там появилась масса текстов типа: «В платье белом с пояском».. Но вот на концертах, когда чувствовали, что нет надзирающих органов, пелись, как и раньше, эти песни по старому. И были аншлаги, и опять был большой успех повсюду.
И вдруг из Кишинева поступил сигнал для Михая Долгана, который очень скучал по родным местам, что он может вернуться в Молдавскую филармонию, но создать новый ансамбль, ««Норок», конечно, нельзя. Он не удержался, оставил ансамбль. А его жена, Лида, певица, и все остальные остались. Только сам руководитель ушел...."

Солисты: Лидия Ботезату, Ион Суручану, Штефан Петраке. ВИА "Норок" оставил после себя совсем блестящую по качеству материала, фонотеку. Многие композиции этого коллектива перепели хорошо известные и в наше время исполнители такие как:София Ротару – песня "Иоане",Голубые гитары – "О чём плачут гитары".

В 2004 году в серии «Звёздные имена» участники ВИА «Норок» выпустили альбом «О чём плачут гитары», в который вошли легендарные песни – шлягеры коллектива в современной аранжировке. Также в серии «Любовное настроение» вышел очередной альбом коллектива с лучшими песнями за время творчества музыкантов.

Наизвезднейший первый состав группы:

Солисты-вокалисты: Штефан Петраке, Ольга Сорокина, Лидия Ботезат, Виктор Легась, Елена Преснякова, Ион Суручану.

Инструменталисты: Михай Долган, Владимир Пресняков-старший, Александр Казаку, Валентин Дога.

Мини-диск группы, записанный на фирме «Мелодия» («О чем плачут гитары», «Артист поет», «Дор- доруле» и др.) имел огромный успех у слушателей бывшего СССР и за рубежом. После этого большого успеха группы, руководство республики (1-й секр. ЦК КПМ: И. И. Бодюл) решило расформировать группу. В течение нескольких лет артисты выступали в различных составах в городах РСФСР: Москва, Тамбов, Черкассы. Через 3 года артисты вернулись в республику, но им не разрешили воссоединиться. Лишь в 1974-м году Михаю Долгану разрешили создать новую группу (ВИА) «Контемпоранул».

Источник: moimir.org

Ключевые слова:

ансамбль , музыка , искусство

Комментарии

 (0)
 
*
Не менее 3 символов, только латинскими буквами

*
Код Антиспам:

В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?

Населенные пункты Молдовы
Статус:
Город
Первое Упоминание:
1431
Население:
9878 чел.

Крикова (Cricova) – город, входящий в состав муниципия Кишинёв. Площадь застроенной части города — около 1.43 кв. км, периметр — 6.14 км. Город расположен на расстоянии 13 км от Кишинева. По данным переписи 2004 года, в городе проживало 9878 человек. Первое документальное свидетельство о городе Крикова датировано 1431 годом.

Библиотека
Электронная библиотека сайта www. moldovenii.md – содержит книги, документы, аудио и видео материалы по молдавской истории и культуре.